Своё: Несколько слов о национальном бизнесе
Для чего каждая страна пытается максимально развивать национальный бизнес – это совершенно понятно.
Во-первых, бизнес – это налоги, как с самих предпринимателей, ведущих дела в стране, так и от граждан, ищущих возможность безопасного инвестирования. А налоги – это, вообще-то, единственное, за счет чего государство живет.
Во-вторых, бизнес – это социальная стабильность, потому что он создает рабочие места конкретно для своих граждан. А трудоустроенный гражданин – это не требующий государственной помощи и не склонный к беспорядкам гражданин.
В-третьих, граждане, которые хотя получить надежный пассивный доход через инвестирование, обычно не очень доверяющие государственным банкам, охотнее инвестируют в национальный бизнес, чем в зарубежный. А вовлечение средств граждан в экономику очень оздоравливает ее.
В-четвертых, национальный бизнес более предсказуем, более подконтролен именно своему правительству, и при преобладании в экономике именно национального бизнеса строить долгосрочные планы гораздо легче.
В-пятых, если некую нишу на рынке в стране не занимают собственные компании – придут чужие. А они, наоборот, совершенно неподконтрольны, платят большую часть налогов в своей юрисдикции, а трудоустраивать местные кадры предпочитают только на самый нижний уровень.
Казалось бы, все понятно. В сильном национальном бизнесе столько плюсов, а в его слабости столько минусов, что нельзя не начать поддерживать местных предпринимателей прямо сейчас.
Увы, все сложнее.
Национальный бизнес не берется из воздуха по указу. Его нельзя выдвинуть вперед, просто распорядившись об этом – кое-кто из наших соседей уже на своем опыте это узнал.
Те же самые соседи также узнали, что если насильно выбросить из национальной экономики иностранных конкурентов, а потом объявить об «импортозамещении» - это приведет только к падению качества услуг.
Так что же делать? Это очевидно.
Единственным средством поощрения национального бизнеса является, как ни странно, его действительное поощрение. Не ущемление конкурентов. Не декларации. Действительная поддержка экономически значимыми мерами.
Чем государственный аппарат может помочь бизнесу, по нашему опыту?
Во-первых, прямой финансовой поддержкой. Наша инициатива по отверточной сборке мопедов, призванная не только снизить наши издержки на импорт крайне нужных в Казахстане дешевых мопедов для работы курьеров, активно привлекает сейчас средства ДАМУ.
Во-вторых, специализированными кредитными инструментами. Не только даже для нас, компаний, хотя мы госкредитами пользовались с большим эффектом на стадии развития автопарка; но, например, для инвесторов. У нас и так низкий порог вхождения для инвестора, но, допустим, целевые кредиты для граждан Казахстана на вложения в казахстанский же бизнес понизили бы его еще больше, вовлекая средства граждан в национальную экономику с большим эффектом.
В-третьих, административными мерами. Мы никогда не выступали против новых мер административного регулирования, считая, что это даже помогает учету, и никогда не ставили под вопрос сумму налогов, осознавая нашу ответственность перед страной. Однако любой бизнес выиграл бы от упрощения порядка регистрации активов – особенно такие, как наши, где приход новых инвесторских и собственных активов – постоянное явление.
Национальный бизнес готов, всегда готов протянуть руку государственности. Но хочет встретить ответное рукопожатие.
Во-первых, бизнес – это налоги, как с самих предпринимателей, ведущих дела в стране, так и от граждан, ищущих возможность безопасного инвестирования. А налоги – это, вообще-то, единственное, за счет чего государство живет.
Во-вторых, бизнес – это социальная стабильность, потому что он создает рабочие места конкретно для своих граждан. А трудоустроенный гражданин – это не требующий государственной помощи и не склонный к беспорядкам гражданин.
В-третьих, граждане, которые хотя получить надежный пассивный доход через инвестирование, обычно не очень доверяющие государственным банкам, охотнее инвестируют в национальный бизнес, чем в зарубежный. А вовлечение средств граждан в экономику очень оздоравливает ее.
В-четвертых, национальный бизнес более предсказуем, более подконтролен именно своему правительству, и при преобладании в экономике именно национального бизнеса строить долгосрочные планы гораздо легче.
В-пятых, если некую нишу на рынке в стране не занимают собственные компании – придут чужие. А они, наоборот, совершенно неподконтрольны, платят большую часть налогов в своей юрисдикции, а трудоустраивать местные кадры предпочитают только на самый нижний уровень.
Казалось бы, все понятно. В сильном национальном бизнесе столько плюсов, а в его слабости столько минусов, что нельзя не начать поддерживать местных предпринимателей прямо сейчас.
Увы, все сложнее.
Национальный бизнес не берется из воздуха по указу. Его нельзя выдвинуть вперед, просто распорядившись об этом – кое-кто из наших соседей уже на своем опыте это узнал.
Те же самые соседи также узнали, что если насильно выбросить из национальной экономики иностранных конкурентов, а потом объявить об «импортозамещении» - это приведет только к падению качества услуг.
Так что же делать? Это очевидно.
Единственным средством поощрения национального бизнеса является, как ни странно, его действительное поощрение. Не ущемление конкурентов. Не декларации. Действительная поддержка экономически значимыми мерами.
Чем государственный аппарат может помочь бизнесу, по нашему опыту?
Во-первых, прямой финансовой поддержкой. Наша инициатива по отверточной сборке мопедов, призванная не только снизить наши издержки на импорт крайне нужных в Казахстане дешевых мопедов для работы курьеров, активно привлекает сейчас средства ДАМУ.
Во-вторых, специализированными кредитными инструментами. Не только даже для нас, компаний, хотя мы госкредитами пользовались с большим эффектом на стадии развития автопарка; но, например, для инвесторов. У нас и так низкий порог вхождения для инвестора, но, допустим, целевые кредиты для граждан Казахстана на вложения в казахстанский же бизнес понизили бы его еще больше, вовлекая средства граждан в национальную экономику с большим эффектом.
В-третьих, административными мерами. Мы никогда не выступали против новых мер административного регулирования, считая, что это даже помогает учету, и никогда не ставили под вопрос сумму налогов, осознавая нашу ответственность перед страной. Однако любой бизнес выиграл бы от упрощения порядка регистрации активов – особенно такие, как наши, где приход новых инвесторских и собственных активов – постоянное явление.
Национальный бизнес готов, всегда готов протянуть руку государственности. Но хочет встретить ответное рукопожатие.